Развитие остаточного слуха на учебных занятиях и во внеурочное время

Развитие остаточного слуха на учебных занятиях и

во внеурочное время

Одним из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды, где устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялись не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков и во внеклассное время.

Задачами развития слухового восприятия на общеобразовательных уроках является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи.

Задачами внеклассной работы по развитию слухового восприятияявляются:

закрепление умений воспринимать на слух речевой материал, отработанный на специальных занятиях, т.е. включение материала слуховых занятий в свободную слуховую и речевую деятельность;

формирование новых слуховых образов на материале словаря, связанного со спецификой проведения внеклассных мероприятий;

расширение представлений детей о звуках окружающего мира (неречевых и речевых);

развитие ориентировки в окружающей звуковой среде.

Общеобразовательные уроки и внеклассные занятия в школе для детей с нарушением слуха проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры, которая выполняет две функции: средства усиления речи и средства развития слухового восприятия.

Основным способом восприятия речевого материала на общеобразовательных уроках и во внеклассное время является слухо-зрительный, но планируется работа и по восприятию речи только на слух. С этой целью педагог использует экран, исключающий возможность считывания с губ. Использовать экран слишком часто не рекомендуется, так как это затрудняет восприятие речи и затормаживает усвоение запланированного материала.

При предъявлении фраз на слух каждый педагог должен:

- учитывать рабочее расстояние учеников, на котором они могут воспринимать речь;

- планировать ограниченный объем материала, от 10-15 до 25 фраз. Помнить, что количество фраз определяется индивидуальными особенностями учащимися класса (группы). Для наиболее сильных учеников планировать дополнительный речевой материал. Детям, испытывающим трудности, оказать помощь: увеличить время и показ табличек и другого наглядного материала, можно сократить объём речевого материала;

- заранее готовить необходимый речевой материал для урока или занятия с использованием опор на карточках;

- обязательно адаптировать сложные для восприятия фразы;

- не использовать новый речевой материал;

- один и тот же речевой материал включать в слуховые упражнения до тех пор, пока учащиеся не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. При этом формулировки вопросов и заданий, предлагаемых для восприятия на слух, должны варьироваться и усложняться за счет введения новых слов, изменения грамматической конструкции («Как твоя фамилия?» – «Назови свою фамилию», «Кого нет в классе?» - «Кто отсутствует в классе?» , « Где ты живешь?» - « Назови адрес, где ты живешь?»);

- использовать прием развития слухового восприятия без звукоусиливающей аппаратуры (сказать на ухо имя ученика, задание («Пиши аккуратно!»), указание на ошибку («Определи падеж», «Исправь окончание») ). Такая работа носит индивидуальный характер. Глухим детям предъявляются преимущественно музыкальные и бытовые звуки, слабослышащим – речевой материал. При этом в зависимости от расстояния может варьироваться сила подаваемого сигнала.

При отборе речевого материала для развития слухового восприятия на общеобразовательных уроках предпочтение отдается:

- материалу разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?», « Кого нет в классе?»);

-         фразам, связанным с организацией урока («Прочитай задачу», «Откройте книгу»);

-         целевым установкам («Будем решать примеры», «На уроке будем читать рассказ», « На занятии мы будем составлять диалог»);

-         материалу, характерному только для данного типа или темы урока (сообщение новой темы урока, введения термина, вывод по пройденной теме).

Элементы слуховой работы включаются во все виды деятельности, которыми руководит воспитатель: режимные моменты, подготовку домашних заданий, игровую деятельность, экскурсии, кружковую работу и т.д. В соответствии с этим материал для развития слухового восприятия во внеклассное время может быть условно разделен на несколько групп:

-         материал разговорно-обиходного характера;

-         словарь организационного характера;

-         материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин при выполнении домашнего задания (терминологический словарь, связанный с выполнением заданий, характерных для данного предмета)

-         лексика игровой деятельности;

-         речевой материал экскурсий.

При подготовке всех видов воспитательных мероприятий (утренников, экскурсий, бесед и т.д.) воспитатель должен очень досконально планировать слуховую работу:

- проанализировать содержание слухового словаря, используемого во всех формах организации учебно-воспитательной работы (индивидуальные занятия, уроки, бытовая деятельность);

- отобрать материал, который может органично войти в содержание мероприятий, проводимых воспитателем;

- дополнить необходимый слуховой словарь;

- определить окончательный объем материала, который будет предъявляться на слух в тех или иных условиях (восприятия, различения, опознавания, распознавания).

При подготовке домашних заданий для слуховой тренировки предлагается материал общеобразовательных предметов, поэтому должно быть четкое согласование содержания работы между учителем и воспитателем. В слуховые упражнения включаются специфические выражения, термины, а также наиболее употребительный в рамках каждого предмета материал. Обязательно используется возможность восприятия речи разных дикторов (дети слушают друг друга) на разном расстоянии.

Эффективность работы по развитию слухового восприятия во многом зависит от системности ее организации, единства предъявляемых к учащимся требований со стороны всех специалистов. Основой такого подхода является единство планирования материала для восприятия на слух на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассное время. Учитель и воспитатель должны по каждому предмету (виду занятий) планировать речевой материал, который будет предлагаться учащимся на слух. Часть этого материала будет единой по содержанию для всех форм организации обучения (индивидуальные занятия, общеобразовательные уроки, внеклассные занятия и т.д.). При этом формулировки одной и той же фразы рекомендуется варьировать. Так, если учитель-дефектолог предъявляет фразу: «Какая сегодня погода?», воспитатель может спросить иначе: «Посмотри в окно и скажи, какая сегодня погода».