Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста на первом году обучения
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями (идентификации, соотнесения, моделирования), а также освоение системы сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов, и является важным для детей с нарушением слуха.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие авторы как: Э.Г. Пилюгина, П.Н. Сакулина, Г.А. Урунтаева, А.П. Усова, а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха стали предметом научных исследований А.А.Венгер, Г.Л. Выгодской, А.И. Дьячковой, А.А.Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.Г. Речитской, В.И. Флери.
Нарушение слуха оказывает сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, а так же в развитии сенсорно-перцептивной сферы.
От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому, на первом году обучения, посредством игр и игровых упражнений, формируются сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.
На фронтальных и коррекционных занятиях систематически проводится работа по сенсорному развитию детей с нарушением слуха. Эта работа проходит несколько этапов и разбита по годам обучения. Каждое занятие характеризуется постепенным усложнением: от процесса обследования до словесного описания качеств, свойств и признаков предмета.
Методика обучения детей с нарушением слуха на первом году обучения предполагает материал и приемы по формированию сенсорных эталонов и умений выделять те или иные признаки предметов с помощью сохранных анализаторов.
Учителями-дефектологами нашего учебного учреждения для развития и обогащения чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения, определение цвета, формы и размера предметов) на коррекционных и фронтальных занятиях используется современный дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем – «Логические блоки Дьенеша».
В набор входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».
Занятия с блоками Дьенеша на первом году обучения детей с нарушением слуха способствуют:
- формированию понятия о цвете (красный, желтый, синий);
- формированию понятия о размере (большой, маленький);
- формированию умения систематизировать и классифицировать (по цвету, по форме, по размеру)
- формированию умения действовать по алгоритму.
- воспитанию самостоятельности, инициативы, преодоление трудностей.
Приведём примеры дидактических упражнений по сенсорному развитию детей с нарушением слуха на первом году обучения с использованием блоков Дьёнеша.
1. Классификация блоков по цвету
Дидактическое упражнение: «Положи в круг»
Цель: классификация форм по цвету
Задачи: учить детей классифицировать геометрические формы по цвету;
развивать зрительное восприятие;
формировать интерес к деятельности и её конечному результату.
Оборудование: Блоки Дьёнеша, таблички, обручи разных цветов.
Ход игры: Перед детьми три обруча (красный, синий, желтый). Дети должны разделить блоки согласно наглядному обозначению цвета.
Аналогично, классифицировать блоки можно по форме, величине, толщине, используя картинку-образец.
Словесная инструкция: Посмотри, что это? (круг). Какой по цвету круг? Положи фигуры одинаково по цвету в круг. Правильно. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.
2. Составление линейного алгоритма по цвету, по форме
Дидактическое упражнение «Цепочка»
Цель: выделение свойств и обстрагирование от других признаков по образцу.
Задачи: учить выкладывать формы по заданному признаку в определенной последовательности;
üразвивать сенсорное восприятие;
üформировать интерес к деятельности и её конечному результату.
Оборудование: Блоки Дьёнеша, таблички, алгоритмы.
Ход игры: Каждому ребёнку предъявляется алгоритм по цвету (по форме) выкладывания геометрических форм. Дети строят дорожку по правилу: чередуют блоки с учетом цвета или формы: сначала синий, потом красный и т.д. или сначала прямоугольник, потом треугольник. Можно совместить и составить алгоритм одновременно по цвету и форме.
Словесная инструкция: Посмотри, что это? (цепочка). Сделай одинаково по цвету. Сделай одинаково по форме. Правильно. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.
3. Горизонтальная и вертикальная классификация форм по заданным признакам
Дидактическое упражнение «Домик»
Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур
Задачи: учить находить предмет (блоки) по форме, цвету, величине;
учить сравнивать геометрические формы между собой;
воспитывать преодоление трудностей при выполнении задания.
Оборудование: набор блоков Дьенеша, схема «Домик», таблички.
Ход игры: Ребёнок должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они совпадали с условиями (опорными рисунками) в строке и в столбце одновременно. Ребенок учится работать с условиями игры. Это важное и полезное умение, на котором базируется множество развивающих игр и школьных задач.
Словесная инструкция: Посмотри. Что вверху? Что внизу? Поставь одинаково. Правильно. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.
4. Моделирование
Дидактическое упражнение «Конструирование»
Цель: выкладывание фигур с помощью геометрических форм, путём наложения.
Задачи: учить соотносить фигуру с рисунком; накладывать на образец.
развивать концентрацию внимания, его переключение и объём;
воспитывать усидчивость при выполнении задания.
Оборудование: Набор блоков Дьенеша, картинки, таблички.
Ход игры: ребёнок конструирует различные объекты по специальным альбомам путем наложения или по образцу.
Словесная инструкция: Посмотри. Кто это? (слон) Положи одинаково. Молодец. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.
Таким образом, мы считаем использование дидактического пособия «Логические блоки Дьёнеша» эффективным для сенсорного развития детей с нарушением слуха на первом году обучения. Благодаря данному пособию дети с нарушением слуха быстрее усваивают название цвета, размера и формы предмета. Дидактические упражнения с использованием «Логических блоков Дьенеша» способствуют развитию мыслительных умений (сравнение, анализ, классификация, обобщение); усвоению элементарных математических представлений; развитию познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение); развитию творческих способностей (моделирование и конструирование); развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью.
Подготовила учитель-дефектолог д/о
А.В.Шкирандо