Использование блоков Дьенеша

Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста на первом году обучения

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями (идентификации, соотнесения, моделирования), а также освоение системы сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов, и является важным для детей с нарушением слуха.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие авторы как: Э.Г. Пилюгина, П.Н. Сакулина, Г.А. Урунтаева, А.П. Усова, а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха стали предметом научных исследований А.А.Венгер, Г.Л. Выгодской, А.И. Дьячковой, А.А.Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.Г. Речитской, В.И. Флери.

Нарушение слуха оказывает сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, а так же  в развитии сенсорно-перцептивной сферы.

От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.  Поэтому, на первом году обучения, посредством игр и игровых упражнений, формируются сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.

На фронтальных и коррекционных занятиях систематически проводится работа по сенсорному развитию детей с нарушением слуха.  Эта работа проходит несколько этапов и разбита по годам обучения.  Каждое занятие характеризуется постепенным усложнением: от процесса обследования до словесного описания качеств,  свойств и признаков предмета.

Методика обучения детей с нарушением слуха на первом году обучения предполагает материал и приемы по формированию сенсорных эталонов и умений выделять те или иные признаки предметов с помощью сохранных анализаторов.

Учителями-дефектологами нашего учебного учреждения  для развития и обогащения чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения,  определение цвета, формы и размера предметов) на коррекционных и фронтальных  занятиях используется современный дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем – «Логические блоки Дьенеша».

В набор входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».

Занятия с блоками Дьенеша на первом году обучения детей с нарушением слуха способствуют:

- формированию понятия о цвете (красный, желтый, синий);

- формированию понятия о размере (большой, маленький);

- формированию умения систематизировать и классифицировать (по цвету, по форме, по размеру)

- формированию умения действовать по алгоритму.

-  воспитанию самостоятельности, инициативы, преодоление трудностей.

Приведём примеры дидактических упражнений по сенсорному развитию детей с нарушением слуха на первом году обучения с использованием блоков Дьёнеша.

1. Классификация блоков по цвету

Дидактическое упражнение: «Положи в круг»

Цель: классификация форм по цвету

Задачи: учить детей клас­сифицировать геометрические формы по цвету;

развивать зрительное вос­приятие;

формировать интерес к деятель­ности и её конечному результату.

Оборудование: Блоки Дьёнеша, таблички, обручи разных цветов.

Ход игры: Перед детьми три обруча (красный, синий, желтый). Дети должны разделить блоки согласно наглядному обозначению цвета.

Аналогично, классифицировать блоки можно по форме, величине, толщине, используя картинку-образец.

Словесная инструкция: Посмотри, что это? (круг). Какой по цвету круг? Положи фигуры одинаково по цвету в круг. Правильно. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух. 

2. Составление линейного алгоритма по цвету, по форме 

Дидактическое упражнение  «Цепочка»

Цель: выделение свойств и обстрагирование от других признаков по образцу.

Задачи: учить выкладывать формы по заданному признаку в определенной последовательности;

üразвивать сенсорное вос­приятие;

üформировать интерес к деятель­ности и её конечному результату.

Оборудование: Блоки Дьёнеша, таблички, алгоритмы.

Ход игры: Каждому ребёнку предъявляется алгоритм по цвету (по форме) выкладывания геометрических форм. Дети строят дорожку по правилу: чередуют блоки с учетом цвета или формы: сначала синий, потом красный и т.д. или сначала прямоугольник, потом треугольник. Можно совместить и составить алгоритм одновременно по цвету и форме.

Словесная инструкция: Посмотри, что это? (цепочка). Сделай одинаково по цвету. Сделай одинаково по форме. Правильно. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.

3. Горизонтальная и вертикальная классификация  форм по заданным признакам

Дидактическое упражнение «Домик»

Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур

Задачи: учить находить предмет (блоки) по форме, цвету, величине;

учить сравнивать геометрические формы между собой;

воспитывать преодоление трудностей при выполнении задания.

Оборудование:  набор блоков Дьенеша, схема «Домик», таблички.

Ход игры: Ребёнок должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они совпадали с условиями (опорными рисунками) в строке и в столбце одновременно. Ребенок учится работать с условиями игры. Это важное и полезное умение, на котором базируется множество развивающих игр и школьных задач.

Словесная инструкция: Посмотри. Что вверху? Что внизу? Поставь одинаково. Правильно. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.

4. Моделирование

Дидактическое упражнение  «Конструирование»

Цель: выкладывание фигур с помощью геометрических форм, путём наложения.

Задачи: учить соотносить фигуру с  рисунком; накладывать на образец.

развивать концентрацию внимания, его переклю­чение и объём;

воспитывать усидчивость при выполнении задания.

Оборудование:  Набор блоков Дьенеша, картинки, таблички.

Ход игры: ребёнок конструирует различные объекты по специальным альбомам путем наложения или по образцу.

Словесная инструкция: Посмотри. Кто это? (слон)  Положи  одинаково. Молодец. Инструкция предъявляется слухо-зрительно или на слух.

Таким образом, мы считаем использование дидактического пособия «Логические блоки Дьёнеша» эффективным для сенсорного развития детей с нарушением слуха на первом году обучения. Благодаря данному пособию дети с нарушением слуха быстрее усваивают название цвета, размера и формы предмета. Дидактические упражнения с использованием «Логических блоков Дьенеша» способствуют развитию мыслительных умений (сравнение, анализ, классификация, обобщение); усвоению элементарных математических представлений; развитию познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение); развитию творческих способностей  (моделирование и конструирование); развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Подготовила учитель-дефектолог д/о

А.В.Шкирандо