Методический вестник

Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста на первом году обучения

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями (идентификации, соотнесения, моделирования), а также освоение системы сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов, и является важным для детей с нарушением слуха.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие авторы как: Э.Г. Пилюгина, П.Н. Сакулина, Г.А. Урунтаева, А.П. Усова, а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха стали предметом научных исследований А.А.Венгер, Г.Л. Выгодской, А.И. Дьячковой, А.А.Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.Г. Речитской, В.И. Флери.

Нарушение слуха оказывает сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, а так же в развитии сенсорно-перцептивной сферы.

От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому, на первом году обучения, посредством игр и игровых упражнений, формируются сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.

На фронтальных и коррекционных занятиях систематически проводится работа по сенсорному развитию детей с нарушением слуха. Эта работа проходит несколько этапов и разбита по годам обучения. Каждое занятие характеризуется постепенным усложнением: от процесса обследования до словесного описания качеств,  свойств и признаков предмета.

Методика обучения детей с нарушением слуха на первом году обучения предполагает материал и приемы по формированию сенсорных эталонов и умений выделять те или иные признаки предметов с помощью сохранных анализаторов.

Учителями-дефектологами нашего учебного учреждения для развития и обогащения чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения, определение цвета, формы и размера предметов) на коррекционных и фронтальных занятиях используется современный дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем – «Логические блоки Дьенеша».

В набор входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».

Занятия с блоками Дьенеша на первом году обучения детей с нарушением слуха способствуют:

-       формированию понятия о цвете (красный, желтый, синий);

-       формированию понятия о размере (большой, маленький);

-       формированию умения систематизировать и классифицировать (по цвету, по форме, по размеру)

-       формированию умения действовать по алгоритму.

-       воспитанию самостоятельности, инициативы, преодоление трудностей.

Приведём примеры дидактических упражнений по сенсорному развитию детей с нарушением слуха на первом году обучения с использованием блоков Дьёнеша.