New

Технология организации и проведения экскурсий

Учитель  географии  первой квалификационной категории Гичевской И. Е.

Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха следует  заранее обдумывать  ход экскурсии, формы обсуждения её результатов.  Следует тщательно подбирать речевой материал и задания для каждого учащегося отдельно и класса в целом. Перед экскурсией педагогу желательно самому ознакомиться с объектами экскурсии, определить,  на что обращать внимание и составить примерный план экскурсии, что позволит наметить вопросы и задания для учащихся и определить цели и задачи экскурсии.

            Любая экскурсия структурно состоит из трёх этапов: подготовительного, собственно экскурсии (первичное восприятие материала) и заключительного (обсуждение материала и контроль его усвоения). На всех этапах следует работать над слухозрительным восприятием изучаемого материала, а в процессе экскурсии использовать индивидуальные аппараты.

            Подготовительный этап. Его основное назначение в создании мотивации, постановке задач. На этом этапе учащиеся получают представления о способах своей деятельности при проведении экскурсии.Дети знакомятся с  разработанным планом, узнают, когда, куда и на какое время идёт группа. Педагог сообщает им  содержание экскурсии, разъясняет, что предстоит изучить. Перед проведением  экскурсии желательно  повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации, полученной на экскурсии.

           На предварительном этапе  можно использовать метод эвристической беседы, письменные ответы на вопросы, знакомство с иллюстрациями, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.

             Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Учащиеся должны осознавать, что экскурсия – это не прогулка на свежем воздухе, а учебное занятие. Поэтому заранее учащимся ставятся задачи, которые необходимо решить. При этом вопросы, задания, словарь, необходимая новая и известная фразеология заносится в тетрадь.

        Особое внимание уделяется проведению инструктажа по правилам безопасного поведения на дорогах, в общественных местах.

        Во время беседы обговаривается оборудование, которое необходимо взять на экскурсию (тетради, карандаши, фотоаппарат и т.д.) 

            Следует отметить, что при проведении экскурсий в школе для детей с нарушением слуха подготовительному этапу уделяется большое внимание. Проведение экскурсии требует постоянного контроля коммуникативной деятельности учащихся. Педагог помимо устной речи использует дактильную и жестовую речь, а при необходимости таблички со словами и фразами.

            Основной этап – собственно проведение экскурсии, во время которой учащиеся получают знания об окружающем в процессе наблюдения за деятельностью людей, объектами истории и культуры. В ходе беседы с экскурсоводом, активно задавая вопросы,  учащиеся выражают своё отношение к наблюдаемому, изучаемому. Большое значение имеет вариативность заданий: «рассмотри, опиши, сравни, сделай вывод» и т.п. при этом, если это возможно, учащиеся должны сами исследовать объект наблюдения.

            В ходе основного этапа педагогу следует использовать разные формы работы, которые обеспечат связь наглядно-чувственного опыта с речью, при этом у учащихся формируется наблюдательность. После наблюдения педагог задаёт вопросы, направляющие внимание учащихся на выявление связей между ранее полученными и новыми знаниями.

            Так как наблюдение один из основных видов деятельности на экскурсии,  необходимо обеспечить условия, способствующие повышению качества восприятия: обратить внимание учащихся на важном, стимулировать их активность в процессе наблюдения.

            Одной из интересных форм, которая используется при проведении экскурсии – ведение бесед, диалогов с работниками изучаемых объектов, жителями изучаемой местности, экскурсоводом. Таким образом, учащиеся получают обширную речевую практику: они делятся впечатлениями, выражают своё отношение к изучаемому объекту, узнают ранее неизвестное. При этом педагог помогает формулировать вопросы, обращает внимание на факты, требующие уточнения.

            Ведя экскурсию, следует помнить, что это не лекция, а,  следовательно, говорить нужно лишь о том, что можно наблюдать. При этом педагог должен создать условия, при которых каждый учащийся хорошо видит изучаемый объект, а при необходимости может его изучить.  Практическая деятельность повышает активность и самостоятельность детей.

            На каждом этапе экскурсии следует анализировать изученное, вместе с учащимися делать выводы и осуществлять анализ нового материала.

            На заключительном этапе происходит анализ материалов экскурсии, организуется контроль за его  усвоением, учащиеся вместе с педагогом делают выводы, обобщения. Закрепление полученных знаний может осуществляться в процессе речевой, изобразительной, предметно-практической и других видов деятельности.

            При использовании речевой деятельности педагог проводит  обобщающие беседы, помогает написать сочинения, письма родным, друзьям, выпустить стенгазеты и бюллетени.

            При использовании предметно-практической деятельности учащиеся занимаются изготовлением моделей, схематическим изображением маршрутов, объектов. Этот вид деятельности позволяет создать диафильмы об экскурсии, фотоколлажи. Этот вид деятельности способствует созданию устойчивого интереса к усвоению знаний, позволяет уточнить детали, если таковые были упущены в ходе экскурсии.

            Практическая деятельность может заключаться и в форме проведения круглых столов, встреч с интересными людьми.