Вопросы кохлярной имплантации

 Открытый диалог 

Из опыта работы учителя-дефектолога дошкольного отделения

Медведской Инны Александровны

  Очень часто мне приходиться консультировать детей-кандидатов на кохлярную имплантациию по различным вопросам.

I. Рубрика кохлеарная имплантация

Наиболее часто задаваемые вопросы:

Вопрос 1: Необходимо ли нам делать данную операцию?


   В случае выявления у детей тяжелой тугоухости и глухоты, родителям предлагается операция по кохлеарной имплантации. Особое внимание уделяется детям в возрасте до 3-х лет.

Основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:

1. Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ).

2. Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия и речи в процессе коррекционно-педагогической работы с бинаурально протезированным ребёнком, слух которого компенсирован оптимально подобранными и правильно настроенными  слуховыми  аппаратами  при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости (средний порог слухового восприятия более 90 дБ)  после пользования аппаратами в течение 3-6 мес.

3. Отсутствие когнитивных проблем.

4. Отсутствие психологических проблем.

5. Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний.

     Но даже у детей с тяжёлой потерей слуха и глухотой, которые имеют сопутствующие нарушения, после  проведения операции по кохлерной имплантации и реабилитационных мероприятий улучшается качество жизни.

   В разговоре с родителями стараюсь освещать все плюсы и минусы данного метода протезирования детей с нарушением слуха. В настоящее время настройка и обслуживание импланта осуществляется только в г. Минске, куда нелегко добраться семье с маленьким ребёнком. Постоянное функционирование аппарата тоже требует материальных средств семьи.

     Но наиболее важным является огромное участие родителей и всех родных ребёнка в  длительном процессе реабилитации после операции. У многих родителей бытует мнение: ребёнок прооперирован, имплант подключён, настроен, ребёнок реабилитируется в речевой среде, с ним занимаются учитель-дефектолог и воспитатели. Для ребёнка уже сделано многое и дальше, имея слух, он будет развиваться как все дети, особых усилий прилагать им не надо. Данный подход-ошибочный. Для получения более эффективного результата одному из родителей необходимо на какое-то время оставить работу, чтобы быть рядом с ребёнком большее количество времени, особенно в первые годы. Он обучается одновременно с ребёнком, присутствуя на занятиях у дефектолога и воспитателей, наблюдает как общаются с ребёнком педагоги в разных ситуациях и в режимных моментах. Только через перестройку и налаживание коммуникации родителей с ребёнком, через  развитие речевых и коммуникативных способностей ребёнка, налаживание нормального, естественного речевого общения родителей с ребёнком, который начал слышать, можно достичь значительных результатов с помощью данного метода компенсации слуха.

Вопрос 2: На какое ухо нам делать данную операцию, которое слышит лучше или хуже?


     Оперируется ухо с меньшим остаточным слухом. А  ухо, с большими остатками слуха, протезируется оптимально подобранным и правильно настроенным  слуховым аппаратом, и тогда ребёнок имеет бинауральное восприятие. Но опыт работы показывает, что редко кто из детей протезирован слуховым аппаратом на неоперированное ухо. В кохлеарном импланте на одно ухо ребёнок протезирован монаурально, он лишается пространственного, объёмного слуха,  локализует звуки, речь только одним ухом  и должен подстраиваться к говорящим имплантированным ухом.

Эта проблема также должна заботить родителей.

Вопрос 3: Где и как будет организована реабилитация детей дошкольного возраста с нарушением слуха после проведения кохлеарной имплантации?


    Работу по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с кохле­арным имплантом осуществляют учитель-дефектолог (сурдопедагог, логопед), воспи­татели и родители (которым принадлежит ведущая роль). В идеале  с ребёнком должны заниматься сурдопедагог и логопед. Но логопед не может заменить сурдопедагога, он дополняет его работу. Хорошо, когда логопед владеет методикой работы по развитию слухового восприятия и слухоречевого развития, а сурдопедагог логопедическими приёмами работы.   Учитель-дефектолог и воспитатели группы прово­дят ежедневные занятия с ребёнком и кон­сультируют родителей   по во­просам развития речи в разных видах деятельности малыша в течение дня, обсуждают достигнутые результаты.

    В настоящее время имплантацию делают всё большему числу детей, которые  нигде не обучались, либо занимались в специальных дошкольных группах (детских садах). Существует требование: после кохлеарной имплантации дети должны находиться в речевой среде, но с ними должны проводиться и специальные занятия - по развитию речевого слуха, речи, формированию коммуникативных умений, мышления и т.д. Частично данное требование реализуется, но далеко не в той мере и не так, как это необходимо. Детей раннего возраста (до 3-х лет) не берут в интегрированные группы массовых детских садов. Сопровождение детей данного возраста организуется в условиях Центра коррекционно-педагогической помощи, но не всегда там есть специалист, кото-рый владеет методикой,  имеет опыт работы с данной категорией детей. Ребёнок проимплантирован ближе к 3-м годам, его взяли на реабилитацию в интегрированную группу, где  дефектолог не владеет методикой работы по развитию слухового восприятия и слухо-речевого развития. Будет ли эффективной реабилитация  ребёнка в условиях данной группы. Как занимаются с имплантированными детьми? Вот тут-то и возникает много проблем, которые затрудняют процесс реабилитации детей. Дефектологи не знают, как надо изменить методику для работы с этими детьми. А некоторые не хотят этого знать и не хотят ничего менять в своих подходах. Всё остаётся по-прежнему. В условиях интегрированной группы, куда чаще всего на реабилитацию попадают дети данной категории отсутствует  дактилология,  но тематический подход к работе по развитию слухового восприятия повсеместно применяется, часто включает слова только назывного словаря, отсутствует систематическая работа над пониманием смысла речи, смысла текстов, дети 5-6 лет часто не умеют читать.

    Некоторые педагоги уверены, что детей с кохлеарным имплантом можно научить читать только с помощью дактильной азбуки. В результате многие дети,  которым данный метод компенсации потери слуха дал огромные возможности для опоры на слух, для более качественной «жизни в слухе», слышат хуже неимплантированных детей, а их произношение не соответствует новым  возможностям их речевого слуха. Дискредитируется сам метод кохлеарной имплантации.

    У родителей такое положение вещей вызывает большое беспокойство. Они понимают, что что-то должно измениться, пусть не сразу, но время идёт, а изменения минимальны. Не получая необходимых консультаций, родители не знают, в чём должна состоять их помощь детям. 

    Сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсиро-ванного кохлеарным имплантом, которое осуществляется в условиях специальной дошкольной группы школы-интерната включает:

-индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи;

-комплексные фронтальные занятия по развитию речи и речевого слуха;

-комплексные фронтальные занятия по познавательному развитию детей и развитию речевого слуха;

-развитие произносительной стороны  с помощью приёма фонетической ритмики;

-фронтальные музыкально-ритмические занятия;

-фронтальные физкультурные занятия;

-комплексные фронтальные занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речевого слух;

-комплексные фронтальные занятия по изодеятельности и развитию речевого слуха;

-систематическое наблюдение  медицинскими специалистами школы-интерната;

-наблюдение за развитием детей в рамках школьной медико-психолого-педагогического консилиума;

-консультации для родителей всеми специалистами школы-интерната;

-оказание психологической поддержки ребёнку с кохлеарным имплантом и его близким;

-консультации педагогов и других специалистов школы-интерната по вопросам реабилитации детей после кохлеарной имплантации;

-взаимосвязь педагогов группы при планировании коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе для детей с кохлеарным имплантом;

-взаимосвязь в процессе реабилитации дефектолога со специалистами   г. Минска (аудиолог и дефектолог) и педагогами и сурдологами УЗ «Витебский областной дигностический центр»

     Люди, занимающиеся ребенком с КИ, должны иметь отличные знания по психолингвистическим процессам, происходящем в нашем мозге, знания по структуре языка на определенных уровнях. Они должны уметь разрабатывать систематические планы для поддержки процесса обучения слуху и речи, которые неотделимы друг от друга. Кохлеарная имплантация делает возможным обучение глухого от рождения ребенка слушанию и речи подобно ребенку с нормальным слухом. В результате он может посещать обычный детский сад и школу, если провести имплантацию в раннем возрасте. Посещение обычной школы является условием для выбора  хорошей профессии и для нормальной жизни в обществе.

Вопрос 4: После кохлеарной имплантации происходит потеря остаточного слуха? На какое ухо нам делать данную операцию, которое слышит лучше или хуже?


Абсолютно глухие люди встречаются очень редко. У детей-кандидатов на кохлеарную имплантацию есть остатки слуха на низких частотах. Родители информированы о том, что после операции дети потеряют остаточный слух. Даже, когда хирург предлагает оперировать правое ухо, на котором остаточный слух несколько более сохранён на низких частотах, чем на левом, они стараются доказать врачам, что оперировать только левое ухо, на котором остатки слуха незначительно ниже. Родители не всегда владеют информацией о том, что остаточный слух делится на функциональный и нефункциональный. Функциональный – тот, который ребёнок использует. Он носит слуховой аппарат и имеет какую-то разборчивость речи. Нефункциональный – слух, от которого нет пользы со слуховым аппаратом. Если у ребёнка нарушение слуха компенсировано слуховым аппаратом, он активно пользуется функциональными остатками слуха, то их лучше сохранить. До операции проводится тщательное обследование, цель которого – определить, является ли ребёнок – кандидатом на кохлеарную имплантацию. В специально созданной обстановке с помощью таблиц со словами проверяется разборчивость речи. Если со слуховым аппаратом она более 60%, необходимо попытаться подобрать более эффективный слуховой аппарат, в таком случае операция не делается. Если разборчивость речи менее 50 %, тогда обследуемый является кандидатом на операцию. Родители вместе с врачами решают вопрос о том, на какое ухо делать операцию, если более сохранённые остатки не дают ребёнку пользы, так как обследование показало, что у ребёнка низкая разборчивость речи (менее 50 %).

Эта проблема также должна заботить родителей.

II. Рубрика чтение

Вопрос 1

Всем известно, что каждый ребёнок в школе научится читать. Необходимо ли дошкольников с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, обучать аналитическому чтению?


Когда в Республике Беларусь стали проводится первые операции кохлеарной имплантации, многие родители и специалисты для себя сделали вывод о том, что если кохлеарный имплант даёт возможность слышать даже тихие звуки, то это означает, что ребёнок автоматически будет понимать речь и говорить. Пациент после операции кохлеарной имплантации самостоятельно овладеет внятной устной, грамматически и синтаксически правильно оформленной   речью. Конечной целью кохлеарной имплантации можно считать то, что с помощью кохлеарного импланта глухой ребёнок дошкольного возраста будет слышать, понимать устную речь, а также внятно говорить и использовать её для общения. Но, по мнению учёных (И.В.Королёва, С.Н Феклистова), чтобы понимать речь, общаться речью, человек должен не только слышать тихие звуки, но и обладать 4 «мозговыми» составляющими. Одной из них является овладение системой родного языка. Человек должен знать и хранить в памяти лингвистическую информацию - значение множества слов (семантика, лексика), звуковой состав (фонология), правила изменения (морфология) и соединение слов в предложении (синтаксис).

Чтобы научить ранооглохшего ребёнка понимать речь и говорить потребуется много времени, так как у дошкольника с нормальным слухом процесс овладения основными компонентами языка и речи на всех уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, прагматическом) заканчивается к 5-7 годам.

Особое значение для формирования и развития устной речи у ребёнка имеет возможность слышать речь в возрасте до 1,5 лет. В этот период:

- происходят интенсивные процессы созревания слуховых центров мозга, развитие механизмов анализа речевых сигналов;

- развиваются предречевые средства общения;

- формируется фонематическая система родного языка;

- развиваются двигательные центры мозга, управляющие артикуляторными органами, голосовой и дыхательной системой;

- развиваются связи между слуховыми и речедвигательными центрами мозга;

- развиваются связи между слуховыми, зрительными, двигательными, ассоциативными зонами мозга, которые являются базой для развития у ребёнка ассоциативных связей между слуховым, зрительным и тактильным образами предметов;

- формируются представления о слове как о сигнале, обозначающем разные предметы, их свойства, действия и понятия;

- начинают формироваться речевые средства общения.

Если из-за потери слуха не были созданы условия для интенсивного речевого общения до 1,5 лет, то в более позднем возрасте достичь высоко уровня развития устной речи будет трудно даже при правильно организованной коррекционной работе.

Так, при имплантации до 2-х лет при отсутствии сопутствующих нарушений развитие восприятия окружающих звуков и собственной речи в значительной мере происходит спонтанно, в соответствии с закономерностями развития нормально развивающегося ребенка. Ребенок быстро проходит естественные этапы предречевого и речевого развития: лепета, первых слов и фраз.

Если ребенок имплантирован после 2-х лет, спонтанный процесс овладения пониманием речи и собственной речью, по данным
И.В. Королевой, характеризуется рядом особенностей:

- начинается позже, через 8 – 12 месяцев;

- осуществляется медленнее;

- зависит от того, как у ребенка был развит остаточный слух и произношение на момент имплантации и возраста.

Таким образом, у маленьких детей с кохлеарным имплантом отмечается непропорциональное соотношение слуховой чувствительности и понимания речи.

Чем больше ребёнок с нарушениями слуха успел накопить слухового опыта, знаний и понимания речи (предпочтительно в слухозрительной форме) и её использовании для устного общения в раннем возрасте, тем эффективнее будет коррекционная помощь в процессе развития грамотной устной речи детей дошкольного возраста.

1)В процессе работы по развитию устной речи ребенка раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом учитель-дефектолог может использовать методы и методические приемы, рекомендованные в работе со слабослышащими детьми. Анализ существующей практики коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарным имплантом позволяет выделить ее особенности, в одной из которых говорится о том, что в процессе обучения рекомендуется использовать не глобальное, а аналитическое чтение. Это обеспечит развитие произносительной стороны устной речи и создание базы для формирования грамматического строя речи;

Всем нам известно, что каждый ребенок в школе научится читать. Обязательно научится. Поэтому перед родителями не должно стоять задачи во что бы то ни стало вырастить бегло читающего дошкольника.

Главное – вызвать интерес к учебе, а все остальное приложится. Конечно, это не значит, что ребенку не нужно ничего рассказывать и показывать, совсем  наоборот. Но только тогда, когда его это увлекло. Если ребенок заинтересовался буквами, то можно приступить к их изучению.

Видим буквы – учим звуки

Самое главное, мы показываем детям буквы, но учим звуки. В дошкольном возрасте детям совершенно не нужна путающая информация о названиях букв «вэ», «ша», «эр».

Названия букв, сам алфавит, они выучат в первом классе, а пока важно, чтобы ребенок постепенно пришел к прочтению слов. И лишние звуки, которые вкрадываются в названия, очень мешают. Мы же не хотим, чтобы малыш начал читать вместо «ма-ма» «эм-а-эм-а».

Однако учить буквы можно огромным количеством способов, которые задействуют не только зрительный и слуховой канал, но, что очень важно, и сенсорный.

Предлагаю различные задания и упражнения, которые я сама использую в работе, рекомендую родителям.

Мастерим буквы своими руками

Используем различные подручные материалы, из которых можно делать буквы.

Лепка букв. Любые буквы можно слепить из пластилина или теста. Если из пластилина, то они будут хорошо стоять. Из теста хуже, но тут можно раскатать его и вырезать с помощью стека.

Выкладывание алфавита. Например, из пуговиц, счетных палочек, картонных геометрических фигур. Непростая задача выложить буквы шнурком или веревочкой – они не столь послушны, как кажется. Сложить буквы можно из каштанов, шишек, листьев – любого подручного природного материала.

Изображение с помощью игрушек. Из конструктора можно построить многие буквы. Они также прекрасно выкладываются мозаикой. У нас есть геометрическая доска, где, натягивая резиночки на гвоздики, изображаются разные фигуры, в том числе и буквы.

Магнитный конструктор на холодильник – тоже хороший помощник в создании букв, впрочем, можно выкладывать алфавит из любых магнитов. Есть конструкторы из пластинок, которые скручиваются болтиками – все буквы не округлой формы прекрасно соберутся из такого материала.

Выкладывание бытовыми мелочами. Если взять бусины, нанизать их на шнурок, то это не просто хорошее занятие для развития моторики, ведь из этих бусиков потом тоже можно выложить буквы. Можно вбивать гвозди в дощечку, предварительно начертив контур букв, мальчикам такое занятие придется по душе. Сделать буквы из мягкой проволоки достаточно просто, можно использовать шенил (пушистая проволока для поделок).

Выкладывание на прогулке. Лепить буквы можно из песка и снега, например, или просто составлять их из куличиков. Можно выгнуть веточки так, чтобы получились буквы. Камни – прекрасный материал для выкладывания буквенной мозаики. Не забываем, что буквы можно нарисовать мелом на асфальте, крашеной водой из пульверизатора на снегу или из пластиковой бутылки с дырочкой в крышке. Кстати, так же можно рисовать и на асфальте простой водой. А еще на снегу алфавит можно вытоптать.

Показ пальцами рук и телом. Выкручиваем пальчики, показываем буквы руками, где-то придется задействовать все тело – фантазируйте, ведь почти все буквы поддаются изображению. Рисуйте буквы в воздухе.

Буквенное творчество

Очень интересно обыграть по-разному каждую букву.

Аппликация. Тут вариантов очень много. Просто вырезать букву из цветной бумаги. Кстати, вырезать можно и не приклеивая. Наклеиваем кусочки рваной цветной бумаги, фантики от конфет, ткань, даже нитки. Чудесные аппликации получаются из круп и песка, семян. Можно воспользоваться засушенными листьями, цветами, травой.

Пластилиновые картины. Интересно рисовать пластилином, размазывая его в виде букв. А самые маленькие просто приклеивают кусочки пластилина в контур.

Буквы-печати. Вырезаются такие печати из поролона или просто картофеля. Ребенку остается только макнуть ее в краску и оставить след на бумаге.

Буквы изучаем, мелкую моторику развиваем

Много игр для тренировки пальчиков было названо выше, но хотелось бы добавить еще некоторые занятия.

Прищепки. Вырезанные из картона буквы украшаются со всех сторон этими хозяйственными атрибутами. Кстати, на деревянные прищепки можно приклеить картонные буквы, и получится прекрасный алфавит, из которого на веревочке складываются слова.

Дырокол. В вырезанной по контуру букве делаем дырочки. Можно брать как простой дырокол, так и фигурный. А потом можно и прошнуровать букву.

Сенсорная коробка. Если насыпать в контейнер крупу, песок, фасоль, а потом добавить тематические элементы, получается чудесная сенсорная коробочка. При изучении алфавита в ящик складываются буквы из магнитной азбуки, из картона, из ткани. Можно создавать коробочки одной буквы, когда все предметы, помещенные в ёмкость, будут на нее начинаться (белка, бумага, брелок, браслет и т. д),рисовать ровные рядочки букв карандашом. Если ребенок мал, то буквы только печатные и крупные, а обводить их нужно пальчиком. Если есть интерес – обводим фломастером или ручкой. Старшим детям можно предлагать и прописные.  А еще можно писать буквы пальчиком по муке. Просто насыпьте тонкий слой муки на поднос и предложите малышу написать букву, повторить за вами.

Вкусный алфавит

Печенье в виде букв. Выше я писала, что можно лепить буквы из теста. Тогда речь шла о соленом тесте для поделок. Но если мы возьмем простое песочное тесто и вырежем буквы – получится даже лучше. Кстати, не обязательно вырезать, просто катаем колбаски и сворачиваем их.

Жуем батон. Дети великие фантазеры. Мои часто едят что-то, откусят кусочек-другой, а потом кричат: «Мама, посмотри – машинка (луна, облако, цветок)!» На этот раз предложите кушать целенаправленно – до получения букв. Батон в этом отношении очень удобен.

Буквы на тарелке. Очень многие блюда можно выложить в виде буквы. Может быть, и малоежкам захочется скушать таким образом  оформленный обед.

Вкусное рисование. Попробуйте рисовать кремом, сгущенкой, джемом на батоне или печенье. Есть специальные съедобные гели в тюбиках, сгущенное молоко, а можно воспользоваться кондитерским шприцом или пакетом. А еще получившиеся буквы украсить кондитерской посыпкой.

Поющие и подвижные буквы

Поем. Оказывается, что петь буквы очень интересно. Конечно, поются только гласные, на это стоит обратить внимание ребенка. Просто тянуть букву – не столь интересно, а если попробовать с помощью всего одного звука исполнить любимую песенку? А кто дольше сможет тянуть букву? 

Эмоции. С помощью всего одной буквы выразить почти всю гамму чувств, которые мы можем испытывать. Тут можно попробовать использовать и согласные буквы. А еще предлагаем найти самую подходящую букву для той или иной эмоции.

Слова. Дети, которые не умеют говорить, прекрасно изъясняются всего одним звуком. Предложите ребенку вновь почувствовать себя крошкой, сказать что-то, используя одну букву. Давайте задания, что нужно говорить, или поиграйте в угадайку.

На какую букву? Придумывайте слова на одну букву. Спрашивайте у ребенка, на какую букву начинается то или иное слово.

Важно помнить, что говорим мы все-таки звуками, так что если у ребенка слово на букву А получилось, например, «ачки», то он не ошибся. Ведь мы именно так и говорим. Пока мы не изучаем правописание. Чтобы ошибок было меньше, самим стоит придумывать слова, в которых звук в начале слова совпадает с буквой.

Слушаем. Вы называете слова, а ребенок выполняет какое-нибудь действие, если слышит оговоренный звук. Используйте слова с нужным звуком не только в начале слова, но и в середине, конце. Можно предложить ребенку, например, бегать, танцевать, а как только он услышит слово на определенную букву, то должен замереть или спрятаться «в домик».

Звучащие картинки

Рисунок. Нужно изобразить букву, а малыш дорисовывает ее так, чтобы получился какой-то предмет. Можно оживить буквы, дорисовывая им ручки-ножки и лицо. Интересно попробовать, изображая только одну букву,  составить картинку, как будто из конструктора. Вы начинаете рисовать с буквы, а потом дорисовываете что-то, а ребенок еще во время процесса должен попытаться угадать, что же вы изображаете.

Какой характер? Все буквы разные. А какой у них может быть характер? Например, Р  –  она  какая? Может быть, злая или ворчливая? Хорошо объединить эту игру с оживлением букв.

Картинки. Разглядывая различные картинки в книге или на карточках, можно подумать, какое отношение изображение имеет к определенной букве. Есть два варианта: вы заранее придумываете эту связь, а ребенок пытается ее найти и, возможно, делает свое открытие; или вы вместе пытаетесь что-то придумать по ходу разглядывания. Например, буква У.  Волк – воет «у-у-у», комбайн – убирает урожай, девочка подметает- убирает, Наф-Наф строит каменный дом – умный поросенок, мальчик просыпается – утро…

Находилки

Буквы спрятались. Пришли в гости стеснительные буквы и попрятались в доме. Отправляемся на их поиски. Для этой игры заранее готовим вырезанные буквы, магнитные или от разрезной азбуки,  и прячем в комнате.

что похоже на букву? В доме очень много предметов; можно поискать те, которые будут похожи на ту или иную букву. На прогулке такая игра тоже очень интересна - попробуйте увидеть в простых привычных вещах алфавит.

Много букв. Напишите на листочке разные буквы или слова, предложите ребенку найти и обвести, например, все буквы О. Можно задание усложнить, для этого стоит рисовать буквы не рядами, а «кучей», разных размеров, перевернутыми, одна в другой. Можно нарисовать картинку, в которой буквы будут частью домов, машин, людей, животных, цветов. Ищите нужную букву в магнитной или разрезной азбуке.

Что написано на стене? «Возьмите» на прогулку одну букву и ищите ее в вывесках и объявлениях.

В коробке. В сенсорной коробке могут оказаться мелкие предметы, которые похожи на какую-то букву, очень легко такая игра организуется с буквой О. Для путаницы стоит подсунуть и совсем иные мелочи. Задача - найти букву в коробке.

По размеру. Если подготовить разные по размеру буквы, то интересно их выложить «по росту» и сосчитать.

Лото. Когда ребенок уже изучил большинство букв, для закрепления можно играть в лото. Ребенку дается карточка с алфавитом, а вам понадобится мешочек с магнитными буквами или просто с карточками. Вытягиваете букву, показываете, ребенок называет и находит ее у себя, закрывает карточкой.

Можно букву не показывать, а называть, а получит ее малыш, когда найдет на своем листочке. Вместо карточек можно использовать небольшие игрушки или картинки с изображениями. Ребенок определяет, на какую букву начинается название предмета и ищет ее у себя в карточке.

Как никогда прежде в истории человечества глухие дети имеют шанс стать полноправными членами общества.