Использование пальчиковой гимнастики

«Использование пальчиковой гимнастики как технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

Приоритетной задачей учреждений специального образования в 2016/2017 учебном году является сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Пальчиковая гимнастика является одной из здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Учитывая то, что уровень моторного развития рук у дошкольников является диагностическим фактором, определяющим уровень развития ребенка, при наличии слуховой депривации у детей на тренировку пальцев в своей работе педагоги дошкольного отделения обращают особое внимание. Это обусловлено тем, что у данной категории детей мелкие группы мышц недостаточно развиты. Использование   в работе пальчиковой гимнастики подготавливает почву для формирования речи, позитивно влияет на развитие интеллекта, а в дальнейшем и на развитие функции скоординированных движений «рука-глаз» и подготавливает руку ребенка к дальнейшему обучению в школе. В результате систематически проводимой пальчиковой гимнастики  пальчики и кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность. Организуя работу с детьми, воспитатели используют как известные педагогические приёмы, так и практически апробированные и допустимые методики нетрадиционных форм использования пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. 

К традиционным играм и упражнениям можно отнести: 
- игрушки-вкладыши, типа матрешки; игры – шнуровки; различные тренажеры. Для этих целей воспитатели старшей группы изготовили сенсорно-дидактический стенд и игровое пособие «черепаха», на которых собраны всевозможные задания – закрутить крышки, гайки, закрыть замочки, застёжки, щеколды, кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки. Упражняться на стенде особенно нравится мальчикам, а поиграть с черепахой – девочкам.

- Игровые упражнения с различными мелкими предметами: счетными палочками, крупой, зернобобовыми, прищепками, бусинами, семенами, мозаикой, цепочками и др..

Нетрадиционное использование пальчиковой гимнастики в качестве физминутки на занятиях по разделам «Ребёнок и общество» и «Ребёнок и природа» помогает решить ряд задач. Например, применяя пальчиковый театр «Семья», театр теней «Домашние животные», воспитатели с детьми не только развивают координированные движения мелких мышц пальцев, но и закрепляют назывной словарь по темам, развивают память, внимание, дети фантазируют, представляя себя в роли того или иного персонажа. 



Как нетрадиционную форму проведения пальчиковой гимнастики используем гидрогимнастику (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мяча, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей.

Хорошо тренируют пальчики и нетрадиционные формы работы с природными материалами – песком, водой, красками. Арттерапевтические техники увлекают детей, помогают снять эмоциональное напряжение. В своей работе мы применяем пластилинографию, рисование пальчиками красками, на песке, соли, крупе (манка, овсянка и т.д.).

Нетрадиционные приёмы позволяют разнообразить детскую деятельность, вызвать у детей интерес к предлагаемым упражнениям. 

Традиционные и нетрадиционные игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы они взаимодополняли друг друга и могли быть реализованы в разных видах детской деятельности, в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей, а также позволяли решать задачи здоровьесбережения наших детей.


Материал подготовила: воспитатель 1-ой квалификационной категории Софронова Анжелика Александровна.